О приходе

Векторы развития прихода

Приход храма в честь собора Сибирских святых образовался в 2013 году по благословению Владыки Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского. Удивительно, но начался он вовсе не со строительства храма, а с зарождения сестричества в Кировском районе. Сегодня сестры милосердия прихода окормляют пациентов клинической больницы №2, рожениц, принимающих родовспоможение в роддоме №3, пациенток женской консультации и маленьких кировчан-пациентов детской поликлиники района.

При больнице действует часовня в честь преподобного Александра Свирского. Она расположена в терапевтическом корпусе, гериатрическом отделении на втором этаже.

В состав прихода входит и небольшая домовая церковь, которая находится в Доме ребенка «Теплый дом» на ул.Инициативной, 14а.

Когда уже был построен крестильный храм иконы Абалацкой Божией Матери на улице Аллейной, первое, на что дал благословение настоятель прихода иерей Михаил Чичик, — это создание воскресной школы для детей. Позже сформировалась и школа для взрослых.

Организация футбольной команды «Ратник» и развитие социального служения — цели на будущее. Также запланировано строительство основного храма, звонницы, разметка поля для мини-футбола и парк с хвойными деревьями.

 

Они — сердце прихода

 Мария Чичик: высокоресурсная матушка

Коренная кемеровчанка. В 2007 году окончиа Кемеровский государственный университет, факультет филологии.

Супруга иерея Михаила Чичика; директор воскресной школы для детей и мама четверых детей: Сени, Саши, Оли и Насти.

Мария Юрьевна родом из семьи интеллигентов: отец художник, мать библиотекарь. Интерес к Православию у Марии возник в подростковом возрасте, когда она начала ходить в церковь в праздничные дни. Шла с бабушкой — одной было страшновато. Но уже к 17-18 годам Мария Юрьевна стала воцерковленной христианкой, с 19-и начала помогать в городском хосписе как сестра милосердия, а в 25 — заступила на клиросное послушание в Никольском соборе Кировского района. Вот как она говорит о моменте обращения к Богу:

— Были свои скорби. Возникла ситуация, что обратиться за помощью было уже не к кому, и несмотря на то, что была ребенком, уже тогда понимала: осталась только одна инстанция — это Бог.

В 24 года она стала супругой будущего отца Михаила. Рождались дети, и временно Мария оставила клирос. Сегодня в приходе храма в честь собора Сибирских святых она возглавляет детскую воскресную школу, где азы веры постигают 15 ребятишек. Мария вместе с другими преподавателями учит детей основам Закона Божия, церковному пению и прикладному творчеству. В планах — ввести занятия по знакомству с церковнославянской азбукой.

— Воскресная школа нужна ребенку, чтобы не чувствовать себя одиноким и покинутым, — говорит Мария Чичик. — Наша задача — создать коллектив, чтобы ребенок знал, что есть у него друзья, которые помогут, станут примером в сложный момент. Сложные моменты у них рано или поздно будут, и тогда он сможет сказать — есть люди, которые разделяют со мной мою точку зрения.

Матушка уверена: без чувства причастности к православной общине дети не впитают знания о православии, молитвах, не захотят регулярно причащаться, исповедоваться, а, главное, хорошо себя вести. Ребенок должен воспринять  понятие соборности, чувствовать, что все мы части одного Тела Христова.

— Мы собрали детей и поняли, что они не умеют общаться, не умеют играть, даже, если это дети из православных семей, — делится Мария. — Мы слишком разобщены. Наша задача — научить, как справляться со своими негативными желаниями и эмоциями.

Мария Юрьевна намерена развивать социальное служение с активным привлечением женщин-прихожанок:

Надо поставить конкретную цель: а не хотели бы вы заниматься многодетными семьями, например, или давайте проведем Рождественский обед? Тогда люди загорятся. На уровне епархий существуют женсоветы, куда входит много матушек. Матушки и не только — это ресурс! Мы же очень ресурсные женщины, активистки [смеется], в нас очень много заложено, мы даже не догадываемся, на какое служение способны. Надо раскрываться. Мне очень нравятся слова епископа Пантелеимона Шатова — он как раз и стоит во главе социальных образований, — что социальное служение — основное направление деятельности в церкви после молитвы и литургической деятельности. Это служение, оно Самим Богом благословлено в Евангелии.

За поддержку и наставничество в приходской жизни Мария Юрьевна благодарная семье отца Анатолия Штефана, настоятеля прихода Рождества Христова и матушки Жанны. Взгляды на организацию воскресной школы и то, каким должно быть православное воспитание, она черпает от них.

Просто ли быть матушкой? Конечно, нет. Мария считает, что нужно выбрать какое-то направление деятельности и курировать его. Для нее это работа с детьми в воскресной школе. Сложится женсовет прихода, соберутся единомышленники — наступит время для развития новых направлений работы.

 

 

Тамара Ветлугаева: лучший наставник молодежи

Коренная кемеровчанка. Окончила Кемеровский химико-технологический техникум со специальностью «техник-технолог».

Работала на заводе «Прогресс», вышла на пенсию технологом участка. Отдала профессии почти 50 лет. Ветеран труда. Имеет Орден трудового Красного знамени (1975 г.). В заводоуправлении «Прогресса» долгое время с доски почета не снимали ее портрет с надписью «Лучший наставник молодежи».

В церкви — 40 лет.

Тамара Андреевна родилась, выросла и всю жизнь проработала в Кировском районе Кемерова. Она родом из коммунистической семьи. Рано потеряв родителей — отец был служащим, а мать домохозяйкой, — в возрасте 10 лет маленька Тамара попала к приемным родителям. Ими стали родные дядя и тетя, люди невоцерковленные, но безусловно православные. И хотя вера во Христа в те годы порицалось, в доме висела маленькая иконка Спасителя, и приемные родители учили: «Без Бога не до порога».

Тамару Андреевну крестили в 14 лет. А потом, когда она сама родила двух сыновей, крестила и их, несмотря на неодобрение общества и попытки припугнуть, мол, смотри — там записывают. 33 года служения коммунистической партии не помешали Тамаре Ветлугаевой не только укрепиться в вере, но и стать пламенным наставником молодых умов, сестрой милосердия и истовой христианкой.

— Учу детей азам веры, потому что сама верю, — просто говорит Тамара Андреевна. — Потому что без православия никак. Я без этого засыхаю. Ребятишки встречают: «Тамара Андреевна пришла! А что делать будем?». И мне хорошо становится.

Среди выпускников воскресной школы, в которой преподавала Тамара Ветлугаева, есть и монах Иверского монастыря, и священник в Прокопьевске, и диакон Никольского собора. Учился у нее и старший пономарь нашего прихода Андрей Москвитин.

Все ее помнят. Все ей благодарны.

Не меньше — а то и больше — благодарны немощные и одинокие люди, которых Тамара Андреевна духовно окормляет в роли сестры милосердия.

— Я очень много ходила к старушкам. Будучи на пенсии, работала на «Прогрессе» и знала многих одиноких, — рассказывает она. — Читала молитвы, вызывала батюшку, много их перехоронила… Приходила просто поговорить к верующим и тем, кому нужно было мое общение. Меня ждут. Для многих людей столько радости, что с ними просто говорят. Инвалиды есть, одинокие люди, люди с психическими отклонениями. Кто-то им скажет: «Дура, такая-сякая. А во мне нет этого: мне их жалко, я позвоню, поговорю, и людям радостно.

Без какого-либо сомнения Тамара Андреевна присоединилась к приходу храма в честь собора Сибирских святых. Маленький приход для нее — это семья, в которой все поддерживают друг друга. Который свой и рядом. А приносить кому-то радость — наивысшее удовлетворение в служении.

 

Людмила Сысоева: храмовое сопрано №1

Родилась в Нижнем Новгороде в воцерковленной рабочей семье. Окончила Кемеровское музыкальное училище, имеет три специальности: дирижер самодеятельного оркестра, артист и преподаватель по классу домра.

В музыке — 30 лет. Как мама четверых замечательных детей имеет областные награды «За достойное воспитание детей» и «Материнская доблесть».

На клиросе поет уже четыре года.

Благодаря крестной Валентине Колосовой, Людмила Васильевна с детства впитала православную веру. Она учила наизусть молитвы и с ними открывала душу для истинного света. Однако регулярно и часто Людмила начала ходить в церковь только, когда у нее появились свои дети.

— Раньше мама и крестная за меня молились, теперь я — за своих детей, — говорит Людмила Васильевна.

После окончания музыкального училища она по распределению попала в школу села Зарубино Топкинского района, где ее очень хорошо приняли. Через четыре года Людмила Васильевна вышла замуж и уехала оттуда — появилась семья, пошли дети.

Некоторое время она работала муниципальном народном оркестре, который сейчас базируется в областной филармонии. А потом устроилась в музыкальную школу Кировского района и работает там до сих пор, преподает домру и балалайку.

— Одно время преподавала гитару, но это не совсем мое, — признается Людмила Васильевна. — Гитаристов много, а балалайка — это жемчужина, их мало, и я ее очень люблю.

На клирос Людмила Сысоева пришла в Никольском соборе. Певческого опыта не было, но регент Анна Владимировна Пудзьва предложила ей попробовать.

Нашему ныне сопрано поначалу было непросто, несколько раз Людмила Васильевна порывалась бросить клиросное послушание, но тогда сильно помогла матушка Ирина Курлюта, слабость прошла, и обучение пению продолжилось. В приход храма в честь собора Сибирских святых она пришла вслед за дочерью, которая стала здесь регентом.

Людмила Васильевна обратилась к репетитору по вокалу, очень интересно ей было изучить состав служб.

— Я никогда не думала, что я буду петь одна на клиросе, вести службу. Это было запредельно, — делится Людмила Васильевна. — Поначалу ничего не знали, тыкались, как котята, что петь и как петь. Но мне это очень понравилось. Мне это важно и нужно. А сейчас очень интересно службы разбирать, специально прихожу, когда работы поменьше, и разбираюсь. Очень переживаю, когда что-то не получается.

Не последнюю роль в клиросном успехе Людмилы Сысоевой играет командный дух. Ее работу дополняют Ольга Николаевна Поляничко и внучка последней Настя Зайцева. Выпадет один — теряются остальные. Лидера нет и быть не может.

Зато регулярно случаются разные курьезы, а добрый смех помогает выкручиваться из самых сложных ситуаций.

— Недавно был случай, — улыбается Людмила Васильевна. — Все начали петь какой-то глас, и все начали петь по-своему. Я думаю: «Сейчас все разнервничаются, и что-то будет страшное», а Ольга Николаевна начинает смеяться. За ней начинают смеяться остальные, я одна в панике, начинаю выводить, а все смеются. Неожиданно, что это перешло не в раздражение, а в смех, и это было хорошо.

Мать четверых детей, троих из них она уже привела на клирос. Старшая дочь Ирина Демьянопуло была регентом в нашем храме, сейчас в декретном отпуске. Вторая дочь Аня Сысоева пела в Никольском храме. Сын Алексей Сысоев, отбывающий сейчас срочную службу в армии, тоже певчий клироса нашего прихода. Младший сын Иван ходит в воскресную школу в другом храме.

Людмила Васильевна твердо намерена укрепиться в служении в маленьком мире нашего прихода. Большое внимание она уделяет постоянному обучению:

— У меня есть ощущение, что надо учиться до конца жизни. Неважно, тебе 80 лет или 90. Вот это материальное мы не унесем с собой, а накопленные знания, опыт очень важны. Хор очень важен. Через музыку передаются многие внутренние ощущения на богослужении.

 

Ольга Поляничко: православный концертмейстер

Родом из из города Шостка Сумской области Украины из невоцерковленной семьи рабочих интеллигентов. Окончила Новосибирскую консерваторию по классу преподаватель фортепиано и концертмейстер. Общий стаж в музыке 58 лет. Ветеран труда и Отличник министерства культуры, имеет областную медаль «За веру и добро». 30 лет на клиросе и в Церкви.

В 1941 году семья Ольги Николаевны, которой тогда был всего год, эвакуировалась из Украины в Кемерово вместе с химическим заводом. Хотя ее семью нельзя было назвать воцерковленной, отец Ольги окончил церковно-приходскую школу. Саму ее крестили в возрасте пяти лет в Никольском храме.

Ольга Николаевна выросла, отучилась в Черновицком музыкальном училище в Украине, а в 1968 году окончила и Новосибирскую консерваторию. В Кемерове некоторое время она поработала и в музыкальном училище, и в областном управлении культуры, и в институте культуры. Однако потом ее карьерная тропа привела в музыкальную школу Кировского района. Здесь Богу было угодно свести Ольгу Николаевну с семьей священника Никольского храма Петра Здрилюка. К ней в класс пришли учиться его дочери. Так и получилось, что воцерковление Ольги Поляничко началось в год тысячелетия крещения Руси, в 1988 году. Ей самой уже было под 50 лет.  Вот что она вспоминает о тех событиях:

—  Петр Здрилюк был физиком, но стал искать истину, изучил много философских наук и понял, что спасение только в христианстве. Я стала бывать у них дома, на службах и как-то раз пришла домой после общения с ними и говорю: «Мама, а Бог-то есть». Я стала читать Библию. Молитвословов тогда не было, они подарили каноник на церковнославянском языке. Он меня научил читать. Он говорил так: «Каждый культурный человек обязан читать на церковнославянском языке». Батюшка мне показал один раз, и я стала читать.

Потихоньку Ольга начала петь на клиросе Никольского храма. И дажей ей, такой опытной, поначалу было страшно и казалось, что ничего не получится. Однако получилось. А потом получилось и так, что помогать на клиросе в новом приходе храма в честь собора Сибирских святых пригласил настоятель иерей Михаил Чичик.

За собой на клирос Ольга Николаевна привела сначала свою внучку Настю Зайцеву, а потом коллегу-аккордеонистку Светлану Алексеевну Парфенову, тенора.  

Музыке Ольга Поляничко отдала всю жизнь. Как никто другой она понимает, что музыка помогает почувствовать глубину богослужения. Сегодня не петь она не может, потому что хочется активно участвовать в молитве.

— Вне церкви нет полноты жизни, — говорит Ольга Николаевна. — Раньше чувствовала себя несчастной, не ладилось в личной жизни, были проблемы с нервной системой. Когда я стала ходить в храм, все наладилось, другие ценности появились. Без веры православной жить нельзя.

Приход стал для нее второй семьей.

 

***

Раздел будет пополняться.